Глупость, конечно, ужасная. Два взрослых, уважаемых человека едва не подрались из-за кота. Даже не кота — котёнка. Рыжего.
А дело было так. Писатели Иванов и Петров приехали в маленький городок Ордынск на встречу с читателями. В местную библиотеку пришли: дети с четвёртого по шестой классы, учитель литературы Андрей Петрович Бесфамильный (это фамилия такая) и Нина Макаровна Шелестова, уборщица, с внучкой Ленкой шести лет.
Нина Макаровна, вытирая пыль с книжных полок, всегда мечтала увидеть живого писателя, а тут сразу два приехали.
Читальный зал был полон. Андрей Петрович светился от счастья. Он мысленно подбирал слова для развёрнутого интервью, которое обещал дать репортёру районной газеты. Так, мол, и так, обогатили местную культуру встречей с популярными авторами. А может, мечтал учитель литературы, интервью с ним перепечатает областная газета, затем республиканская! Или случится так — чем чёрт не шутит! — став маститыми писателями, Иванов и Петров на склоне лет упомянут его имя в своих мемуарах… Эх, мечты, мечты…
Писатели вышли на импровизированную сцену.
— Здравствуйте, дети! — приветствовал зал Иванов.
— Добрый день, ребята! — поздоровался Петров.
Ученики с четвёртого по шестой классы разочаровано загудели: писатели совсем были не похожи на Пушкина и Лермонтова, чьи портреты висели в кабинете литературы. Даже на Горького не похожи. Во-первых, Иванов был маленький, плотный, с залысиной. Во-вторых, Петров был высокий, худой и тоже с залысиной.
— Сейчас мы прочитаем свои произведения, а потом вы зададите свои вопросы. Договорились? — спросил Иванов.
Двоечник Мишка Шишкин ответил за всех:
— Читайте, раз приехали, чего уж там.
Учитель литературы зашипел на Мишку:
— Шиш-шкин!
Андрей Петрович совсем не хотел попасть в историю мировой литературы с таким пятном в биографии, как двоечник Шишкин.
— Спасибо, — сказал Петров, — тогда слушайте. Рассказ называется «Младший брат».
Читал Петров хорошо. По-актёрски. Его голос то возвышался, отражаясь от библиотечных стен, то затихал, проникая в детские сердца. Дети слушали, открыв рты, переживая за главного героя рассказа — мальчика Колю.
Когда-то у Коли была полная семья — мама, папа, старший брат. Но потом отец ушёл из семьи и даже уехал в соседний город. Коля очень сильно из-за этого переживал, стал хуже учиться. Мать ничего не могла с ним поделать. За воспитание взялся старший брат. Он как-будто заменил в семье отца. И дела у Коли в школе пошли на поправку.
А через год новый удар: старший брат женился и переехал от них с мамой, сняв с молодой женой отдельную комнату. Коля убежал из дома. Его искали всей деревней. Через два дня мальчика привёз домой милиционер. Колю сняли с поезда по дороге к отцу.
Рассказ был про детей, но совсем не детский. Уборщица Нина Макаровна всхлипнула, утирая косынкой влажные глаза, когда дочитав рассказ, писатель Петров захлопнул книгу. А двоечник Шишкин даже присвистнул, на что Андрей Петрович решил промолчать. Истории мировой литературы, похоже, придётся стерпеть двоечника Шишкина.
В тишине читального зала отличница Таня Макарова протянула руку:
— Можно вопрос?
— Да, конечно, — ответил Петров.
— А откуда вы про нашего Борьку узнали?
— Какого Борьку? — удивился писатель.
— Борьку Филиппова, — пояснила отличница Таня Макарова, — вы же про него рассказ написали?
— Нет, девочка, — ответил рассказчик, — вашего Борю я не знаю. А в рассказе я всё выдумал: и сюжет, и героев. Вот этой самой головой.
И он постучал одной рукой себе по лбу, а другой по столу. Получилось так, как будто у писателя деревянный лоб. По залу прошёлся лёгкий смешок.
— А теперь я прочитаю стихи, — объявил Иванов. И добавил, — весёлые!
Сбросив со своих плеч груз переживаний за мальчика Колю, дети смеялись даже над самой невинной шуткой. А когда Иванов продекламировал
Рыжая девочка Лиза
Таскала драже из сервиза
все дружно повернулись в сторону конопатой пятиклассницы с рыжими хвостиками и в читальном зале раздался настоящий взрыв хохота.
— Ха-ха! Таскала!
— Ха-ха! Из сервиза!
— Ха-ха! Драже!
— Это неправда! — воскликнула девочка, — ничего я не таскала!
Успех был ошеломительный. Иванов светился словно начищенный медный пятак. Дети хлопали, учитель литературы принёс от заведующей библиотеки Книгу жалоб и предложений, где писатели оставили свои автографы, а шестилетняя внучка Нины Макаровны вытащив из-за пазухи рыжего котёнка, протянула его писателям:
— Это вам. Только у него имени нет.
Иванов поднял котёнка над головой:
— Я назову его Марк Твен! Он, как известно, был рыжим!
Встреча с читателями закончилась, дети разошлись. Писатели прошли в кабинет методиста за своими вещами.
— Хорошенький, — сказал Петров, поглаживая пушистика, — вот дочка-то обрадуется.
— Чем же мне его покормить? — задумался Иванов.
Петров удивился:
— Спасибо, конечно, коллега, что беспокоитесь о моём котёнке, но эту проблему я решу самостоятельно.
— О вашем котёнке?! — возмутился Иванов.
— Да, о моём! — ответил Петров. — Это я своим трогательным рассказом растопил детские сердца. Не случайно же я стал лауреатом литературного конкурса!
— Ого! — повысил голос Иванов. — А разве не после моего стихотворения про рыжую Лизу мне подарили котёнка? Я, между прочим, тоже не лыком шит! И дипломы конкурсов имеются!
Писатели раздув ноздри, испепеляли друг друга взглядами. Рыжий комочек жалобно мяукал, прижавшись к столу. В этот момент дверь со скрипом отползла в сторону.
— Тук-тук, — на пороге стояла девочка Лена.
На цыпочках прошла в кабинет, взяла котёнка на руки, прошептала:
— Меня мамка за него заругала, — и выбежала, толкнув за собой скрипучую дверь. Удивительно бестактными иногда бывают маленькие дети.
Иванов и Петров переглянулись.
— Видели? — сказал Иванов, — вашего котёнка забрали.
— Почему же моего, — удивился Петров, — Это кажется вам его после стихотворения про Лизу подарили!
— Мне? — воскликнул Иванов.
— Да, вам!
В кабинете повисла напряжённая пауза.
— В буфет? — спросил Петров, — грамм по пятьдесят? Как думаете, коллега, пятьдесят грамм вылечат истерзанную душу инженера человеческих душ?
— Фи! — ответил Иванов, — только по сто пятьдесят! Не меньше!
— Согласен!
Два творческих человека всегда поймут друг друга с полуслова.
А котёнка девочка Морковкой назвала. В следующем году Ленка пойдёт в школу, научится читать и узнает кто такой Марк Твен.