03.09.2019      1508      0
 

«Чудеса» в СССР


«Чудом на Гудзоне» назвали американские СМИ аварийную посадку лайнера A320 на поверхность реки Гудзон 15 января 2009 года. С тех пор «чудом» журналисты стали называть все подобные авиационные происшествия.

Одесское чудо
Одесское чудо

Одесское чудо. Фото: romandor.com

15 августа нынешнего «чудо» произошло в России. Пилоты «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов и Георгий Мурзин сумели посадить аварийный самолет в кукурузном поле. Выжили все 226 пассажиров и все члены экипажа. На следующий день президент Владимир Путин присвоил лётчикам звания «Герой России».

Это не первый похожий случай в истории отечественной авиации. 16 декабря 1982 года лётчик Юрий Ермаков посадил горящий АН-24 в клеверном поле, не выпуская шасси, на фюзеляж, с двадцатью двумя пассажирами на борту.

АН-24 летел из Курска в Одессу с промежуточной посадкой в киевском аэропорту Борисполе. Когда до черноморского города оставалось всего 110 километров, на борту самолёта отказал один из генераторов, начался пожар и кабину пилотов заволокло едким дымом. Юрий Ермаков начал экстренное снижение.

Земля была скрыта за облаками. Самолёт со скоростью 540 километров в час снижался буквально вслепую. И это не метафора — из-за отказа генератора электроника на борту не работала.

Дым быстро заполнил всё пространство воздушного судна. В начале восьмидесятых годов кислородные маски для пассажиров ещё не были предусмотрены конструкцией самолёта. Чтобы люди в салоне не задохнулись, Юрий Ермаков, нарушая все мыслимые инструкции, приказал на высоте 2000 метров открыть переднюю багажную дверь. Впоследствии это его решение войдёт в изменённое руководство на случай пожара на борту самолёта.

Приземление

АН-24 вышел из облаков, пилоты начали искать место для аварийной посадки. За деревней и высоковольтной линией они увидели ровное поле. Сажали воздушное судно не выпуская шасси, на фюзеляж, вспахав «брюхом» больше 300 метров земли.

Одесское чудо

Одесское чудо. Фото: romandor.com

Пассажиры и экипаж успели эвакуироваться через багажную дверь до того, как у самолёта взорвался топливный бак. С момента появления дыма в кабине пилотов и до осадки АН-24 в чистом поле прошло всего 7 минут 40 секунд. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Чудо на Неве

Задолго до «Одесского чуда», о котором я рассказывал в предыдущей статье, в СССР произошла ещё одна похожая аварийная посадка самолёта. Правда, воздушное судно в тот раз пришлось сажать не в чистом поле, а на поверхность Невы. Случилось это 21 августа 1963 года в Ленинграде. И у этого происшествия гораздо больше причин называться «чудом». Но обо всё по порядку.

Лайнер Ту-124 с 44 пассажирами на борту летел из Таллина в Москву. Вскоре после взлёта экипаж обнаружил, что переднее шасси самолёта заклинило и находится в полуубранном состоянии. Командир экипажа Виктор Мостовой сообщил «земле» о проблеме, диспетчеры приказали пилотам изменить курс и сажать лайнер на ближайшем аэродроме «Шоссейная» (так в то время назывался «Пулково» под Ленинградом).

К 11-ти часам ТУ-124 подлетел к северной столице и стал кружить над городом, вырабатывая топливо. Члены экипажа через пробитую в фюзеляже дыру попытались шестом выправить заклинившее шасси, но у них ничего не получилось. Впоследствии комиссия, занимавшаяся выяснением причин аварии, обнаружит на взлётной полосе Таллинского аэродрома шаровой болт, без которого переднее шасси не могло принять нормальное положение, и его заклинило.

Через час кружения над городом у лайнера остановился сначала один двигатель, а спустя несколько минут и второй. Позже комиссия установит, что топливомер неправильно показывал остатки авиационного бензина в баках. Самолёт на полуторакилометровой высоте начал терять скорость. Командир экипажа принял решение сажать «Тушку» на воду. Он доверил штурвал второму пилоту Василию Чеченеву, у которого уже был опыт приводнения.

Приводнение

Большую опасность для снижающегося самолёта представляли мосты через Неву, которых в Ленинграде очень много. Выбрав свободный отрезок реки, Василий Чеченев сумел посадить самолёт в ста метрах от Финляндского железнодорожного моста. Снижаясь, лайнер распугал строителей моста Александра Невского, которые со страху попрыгали в воду.

Чудо на Неве

Чудо на Неве. Фото: Юрий Туйск.

От соприкосновения с водой Ту-124 получил несколько пробоин, в которые хлынула речная вода. Проходивший в том районе буксир «Буревестник» заметил аварийную посадку самолёта и отправился к нему на помощь. «Буревестник» отбуксировал «Тушку» к берегу, на который благополучно сошли все пассажиры и члены экипажа. Никто из них не пострадал.

Пассажиров отправили в Москву, а лётный состав на беседу в КГБ. Пилотов обвинили в разгильдяйстве, отстранили от полётов, но после заступничества пассажиров, которые писали письма во всевозможные инстанции, сняли обвинения и даже наградили.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности